Теории памяти в психологии
В психологии развитие всех теорий памяти происходит по двум основным направлениям — ассоциативному и деятельному.
Ассоциативное направление основывается на установленной связи между одновременно возникающими впечатлениями, которая позволяет впоследствии при повторении какого-либо элемента группы восстановить всю картину целиком.
В. Вундт полагал, что человеческая память включает в себя три вида ассоциаций:
Вербальные — взаимосвязь слов; внутренние — логически обоснованная связь значений; внешние — взаимосвязь предметов.
Направление деятельное предполагает, что именно память служит движущей силой для формирования каких-либо процессов.
Первоначально возникают связи между информационными данными и действиями индивидуума, в процессе чего образуется память, сохранение и последующее воспроизведение полученных данных.
Психология: перечень основных теорий памяти
Благодаря способности головного мозга сохранять и впоследствии восстанавливать ранее полученную информацию, человек не походит на бабочку-однодневку, живущую одним мгновеньем. В противном случае не была бы возможной жизнь психическая, с непрерывным учением и накоплением опыта. Множественные гипотезы и течения, появляющиеся на протяжении веков, в конечном итоге сформировались в следующие теории: физиологическую; физическую; химическую; биохимическую; информационно-кибернетическую.
Ознакомление с теориями памяти в психологии
Физиологическая теория предполагает существование определенных закономерностей в действии ВНД (Высшей Нервной Деятельности), что до основы памяти, то ей является условный рефлекс. Такая структура помогает создать связи между новыми данными и ранее отложившимся в памяти содержимым.
Физическая теория предполагает, что в процессе прохождения нервного импульса через определенные клетки в точках соприкосновения возникают электрические и механические трансформации, образуя своеобразные вехи для повторного прохождения, дающие возможность запоминания информации.
Химическая теория предполагает, что информационный материал может откладываться в памяти индивидуума при химическом воздействии на нервные клетки внешних раздражителей.
Биохимическая теория говорит о 2-ступенчатой фазе запоминания, где на первом уровне происходит кратковременная реакция с обратимым характером, на последнем же изменения в нейронах необратимы и формируют долговременную память.
Наконец, наиболее современная теория памяти в психологии — информационно-кибернетическая. Она возникла в процессе развития программирования и вычислительной техники, когда необходимо было разрабатывать способы хранения, переработки и приема информации, беря за образец человеческий мозг.