Психология взаимоотношений подростков с родителями и друзьями
Период взросления у подростка начинается с изменений в его внутреннем мире, они легко узнаваемы: по любому вопросу у него появляется своё, личное мнение; он ощущает себя достаточно взрослым и компетентным, чтобы его высказывать. В это время психология взаимоотношений подростков со взрослыми выстраивается по принципу «относитесь ко мне как к равному, т. е. как к себе подобным». Юношу или девушку абсолютно не волнует тот факт, что вместе с правами у любого взрослого появляются и обязанности. Они предпочитают не обращать внимания на этот важный пунктик, и нести ответственность ни за какие свои действия не собираются, даже если и утверждают обратное.
Именно в этот период чаще всего проявляются трудности общения с подростками, вы будете часто слышать, что они сами решат свои проблемы, а вашу помощь довольно резко могут отвергнуть. Родителям, обычно, ничего другого не останется, как смириться и постараться вопреки сопротивлению приучить своего ребёнка отвечать за свои слова и поступки.
Этот процесс всегда самый сложный, он, как палка — о двух концах. С одной стороны, во многих ситуациях без помощи родителей подростку не обойтись, взрослые знают об этом и вмешиваются во всё подряд, даже если их ребёнок против. Это может привести к тому, что он просто замолчит, и вы больше никогда от него не узнаете о его проблемах. С другой стороны, ситуации бывают разные, иногда невмешательство взрослых приводит к плачевным, а то и трагичным, последствиям.
Каким образом можно выстраивать правильные взаимоотношения родителей и подростков? Что здесь можно посоветовать? Дифференцировать ситуации: если самый худший их исход к трагедии, смерти, серьёзным травмам (как физическим, так и психическим) не приведёт, то позвольте подростку самому «разрулить ситуацию», можете только подсказать, как это сделать. В этот период он не может не наломать дров, но подготовится ко взрослой жизни как-то иначе просто невозможно. А там вы уже не всегда сможете помогать ему, да я и не думаю, что вы хотели бы вместо цельной и сильной личности увидеть к 30-ти годам амёбу, которая без вашего ведома и пальцем пошевелить не сможет. В противном случае — вмешивайтесь, но постарайтесь объяснить своему ребёнку, почему вы это делаете. Со временем поймёт.
Есть ещё одно обстоятельство, которым определяется психология взаимоотношений подростков с окружающим миром — это их психология взаимоотношений подростков с родителями и друзьями. Таким образом подросток и получает нужные ему знания о жизни. Для него очень важно (на первом месте), как к нему относится та группа сверстников, к которой он принадлежит. Это становится предметом особой гордости — то, что он принят там, как свой, у него появляется уверенность в себе. Положение, которое он занимает в этой группе, напрямую определяет его поведение и образ мыслей.
Безусловно, подобная группа формирует подростка как личность, но он ещё мечтает и о закадычном друге, с которым в разведку, огонь, воду и пр. Друг должен всегда быть верен и предан, в нём ищут понимание, приятие и сходство. В каком-то смысле, подросток ищет «зеркало», чтобы лучше понять и узнать себя самого. Иногда такой друг выполняет роль психоаналитика. Чаще всего, это будет мальчик или девочка того же социального статуса, пола, увлечений и уровня развития. Иногда друзья выбираются по контрасту, т. е. дополняют недостающие черты в самом подростке. В любом случае, это будет круг для избранных, из которого безвозвратно изгонят за измену. Не удивляйтесь, если друзья будут часто меняться — юношеский максимализм и здесь играет роль первой скрипки. Однако потребность в единственном друге «на всю жизнь», будет толкать подростка на поиск нового сотоварища, даже если первый «предал его».
Но вернёмся к референтной группе — значимое для подростка сообщество, чьи взгляды и принципы он принимает. Здесь психология взаимоотношений подростков и мира выражается в желании получить защиту и поддержку (социальная мимикрия) от окружающей, часто враждебной, среды. Но это может быть связано и с тем, что самые сложные проблемы подростков войдут в вашу семью. Ваш ребёнок сливается с группой, не стремится чем-либо выделяться из неё, взамен получая эмоциональную безопасность. Будет ли это его класс, «ребята с нашего двора», друзья по спортивной секции или те, кто ходит с ним в школу искусств, неизвестно, но именно они станут самыми большими авторитетами для него, а не родители. Мнение членов этой группы будет для него истиной в последней инстанции, не взирая на мнение взрослых, подросток будет самоутверждаться в этой группе. Поэтому, внимательнее относитесь к его знакомствам, предусмотреть все негативные моменты вы не сможете, но самые жуткие из них предотвратить сможете.